Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО признал литовский проект строительства моста на Куршскую косу угрозой для этого уникального объекта всемирного наследия. В этом месяце в Литву для изучения проектов строительства моста, а также терминала сжиженного природного газа в опасной близости от Куршской косы должна приехать инспекция ЮНЕСКО. Разговоры о строительстве моста на литовскую часть Куршской косы, который должен будет соединить косу с Клайпедой, велись много лет. В очередной раз эта тема возникла в начале этого года, когда литовские власти вновь предложили отказаться от паромов. С точки зрения экологической безопасности уникального природного объекта эта идея крайне неоднозначна: у неё есть и сторонники, утверждающие, что действующие паромы вредят экосистеме Косы гораздо больше, чем может повредить будущий мост, и противники, считающие, что любое усиление антропогенного воздействия на хрупкую полоску песчаной суши может её уничтожить. Важно отметить, что точки зрения в этом споре не зависят от гражданства отстаивающих их экологов. Например, в поддержку литовских планов высказался заслуженный российский эколог, руководитель рабочей группы по охране окружающей среды в Общественной палате Калининградской области Феликс Алексеев. А категорически против — представитель Литовской Республики в ЮНЕСКО Арунас Гелунас, пророчески заявивший в начале года: «ЮНЕСКО на это отреагирует, а в итоге будет направлена международная миссия экспертов, которая установит размер воздействия и ущерба». Директор российского национального парка «Куршская коса» Анатолий Калина однозначной позиции по этому вопросу не высказал, сказав лишь, что надеется, что решение литовской стороны о реализации проекта будет взвешенным и продуманным. А вот его коллега с литовской стороны была далеко не так дипломатична: по мнению Аушры Фесер, реализация правительственных планов приведёт к потере первозданности территории и поставит уникальный природный объект в один ряд с такими растиражированными туристическими курортами, как Паланга или Швянтойи. Вот у кого бы литовским и не только политикам поучиться цивилизованно себя вести, корректно обсуждать с другими сложные вопросы и по-человечески общаться с иностранными коллегами, так это у научного сообщества. Но нет: в ответ на все сомнения своих и иностранных граждан литовское руководство заявило, что это всё российская пропаганда и козни Кремля, который пытается сорвать строительство СПГ-терминала в Клайпеде; Клайпеда и Нида под литовской юрисдикцией, Литва – независимое государство, поэтому что хотим там, то и воротим. А ведь все без исключения эксперты, что российские, что литовские, вне зависимости от своих позиций по строительству моста и опасности для Куршской косы СПГ-терминала сходились на том, что любые инфраструктурные проекты на Куршской косе должны планироваться при тщательном экологическом мониторинге, с созданием международных рабочих групп, в которые обязательно должны быть приглашены научные работники. Всё это должно делаться в процессе межгосударственных консультаций Литвы и России, потому что коса – единый природный комплекс, который невозможно по-разному оберегать по две стороны ро
23a2
ссийско-литовской границы, а в плане всемирного наследия это сфера совместной ответственности двух стран. По этой же причине всемирного наследия все проекты, затрагивающие Куршскую косу, должны контролироваться ЮНЕСКО. Опять же, об этом в один голос говорили и российские, и литовские эксперты. «Когда мы говорим о Куршской косе, то должны понимать её хрупкость и уязвимость. Знаю, что экскурсоводы на косе в некоторых местах просят туристов снимать обувь. Речь идёт об узкой песчаной полосе. Поэтому я тоже опасаюсь. Но чтобы эти опасения и недоверие к мосту рассеялись, нужно выложить на всеобщее обозрение все технические подробности проекта, все выкладки, которые доказывали бы его полную экологическую безопасность», — говорил в интервью RuBaltic.ru профессор Института океанологии РАН им. П.П.Ширшова, член Академии подводных искусств и наук США Анатолий Сагалевич. Литовская сторона этого, разумеется, не сделала. «Не хотелось бы для Куршской косы такой судьбы, чтобы нас склоняли как плохой пример. К тому же, Куршская коса попала в списки ЮНЕСКО как общий объект Литвы и России — я думаю, что это даст России возможность тыкать в нас пальцем и говорить, что мы нарушители», — утверждал представитель Литвы в ЮНЕСКО Арунас Гелунас. Этой возможностью Россия в итоге и воспользовалась: российские представители в ЮНЕСКО обратились в Комитет всемирного наследия с просьбой оценить ситуацию с косой и в случае необходимости включить механизмы Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. В данной конвенции, помимо прочего, говорится: «Комитет всемирного наследия призывает государства – стороны Конвенции сообщать Комитету, через Секретариат, о своих намерениях предпринять или разрешить на территории, охраняемой согласно Конвенции, крупномасштабные восстановительные или новые строительные работы, которые могут оказать воздействие на выдающуюся универсальную ценность объекта. Уведомление необходимо направить в кратчайшие сроки (например, до подготовки проектов основных документов для конкретных проектов) и до принятия любых решений, которые было бы трудно отменить, чтобы Комитет мог оказать содействие в поиске соответствующих решений, гарантирующих полную сохранность выдающейся универсальной ценности объекта». Литва является страной – членом ЮНЕСКО, она подписалась под основными документами организации, включая и Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. Кейсы с мостом и СПГ-терминалом идеально подпадают под процитированный выше пункт конвенции. Однако никакой работы по линии ЮНЕСКО литовские власти принципиально не вели. И вот результат. Проблема с литовским мостом на Куршскую косу была включена в повестку 38-й сессии Комитета всемирного наследия, проходившей летом этого года в Дохе, попала в итоговый протокол сессии – теперь Литва находится на особом учёте ЮНЕСКО. «Хотя предполагается, что мост и порт будут находиться за пределами непосредственно косы, это может оказать сильное воздействие на высокочувствительную косу, причём не только в визуальном плане. Мост позволяет получить нерегулируемый доступ к косе, тогда как порт может повлиять на морские течения и движение волн, что может ещё больше дестабилизировать дюны. Комитету рекомендуется предложить государству-участнику приостановить работы по обоим проектам вплоть до полной оценки общего развития Клайпеды относительно проектирующегося объекта», — говорится в итоговом протоколе сессии в Дохе о проекте литовского моста. «Также отмечено, что работа по строительству терминала сжиженного газа начата несмотря на то, что не было проведено ни одной из проверок, запрашивавшихся Комитетом. Учитывая, что положительное отношение к развитию этих проектов у руководства Клайпеды не совпадает с оценками, преобладающими у руководства двух национальных парков, данный вопрос должен быть рассмотрен в ходе скорейшей мониторинговой миссии», — говорится там же о проекте СПГ-терминала. В этом месяце в Литву для изучения проектов строительства моста и терминала в опасной близости от Куршской косы должна приехать инспекция ЮНЕСКО. Как отреагировали на эти новости представители официального Вильнюса? В своей неподражаемой манере: они и решение ЮНЕСКО связали с геополитическими кознями «руки Москвы». Директор Департамента охраняемых территорий и ландшафтов Министерства окружающей среды Видмантас Бязарас заявил, что это в бльшей степени последствие геополитических процессов, стремление остановить объект, важный для энергетической независимости Литвы, а не забота о Куршской косе. Впрочем, литовскому руководству в плане репутации терять уже нечего: в мире давно уже привыкли, что «страну одной проблемы» регулярно прорывает на истерики против России. Попадание в итоговый протокол Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО стало всего лишь очередным пятном на этой репутации.